Воспитание детей и подростков является одной из самых актуальных проблем современного общества. Дети дошкольного возраста в устоявшейся социальной среде, которая является нашим обществом, изначально проходят в ней адаптацию. Поэтому, в первые месяцы пребывания ребёнка в детском саду как раз и задают эти нормы, а главное, связанные с ними запреты. Затем, в школьном возрасте, ребёнок ориентируется по ним. И лишь в подростковом возрасте, когда он или она осознаёт эти нормы, а позднее и законы общества, могут наблюдаться различные осознанные и неосознанные отклонения от общественных норм, которые и являются становлением личности человека.

Рассмотрев данный цикл поэтапного осознания личности человека в разном возрасте, следует обратиться к источнику решения проблемы. Трудный подросток нуждается в своеобразном подходе или тонком манипулировании личностными качествами, которые предполагают установление доверительных отношений.

Причём данный шаг обязателен и не должен быть озвучен прямым текстом. На разных возрастных этапах такая информация может восприниматься личностью по-разному, от осознания необходимости психологической поддержки, до полного отрицания факта проблемы. Именно поэтому, главным в процессе работы с детьми и подростками, является выявление причины данного поведения и только после этого – следствия возникающего процесса.

Становление личности. Подход к воспитанию

Проблемы воспитания трудных подростков стоит рассматривать исключительно с точки зрения психологических и моральных норм, которые характеризуют человека в определённый период жизни.

Подход к воспитанию трудного подростка

Учитывая опыт зарубежных психологов и связанные с ним понятия гиперактивности детей и подростков, была выработана модель поведения и общественного взаимодействия, учитывающая данные особенности. Но, тем не менее, она предполагает использование шаблонного подхода и применение препаратных комплексов, влияющих и изменяющих поведение детей или подростков с помощью медицинских средств, что в наших условиях является неприемлемым.

Психофизические качества отдельного человека, как индивидуума, требуют отдельного подхода к их решениям, так как не существуют чётких шаблонов реакции на ту или иную ситуацию. В отдельных случаях требуется использование сугубо воспитательных методов, ориентированных на установление у ребёнка социальных навыков, присущих обществу. Это относится в первую очередь к детям и именно к ним.

Краткая издержка из труда психолога М. Раттера. Воспитание, как таковое, является в первую очередь подчинением определённым рамкам поведения принятым в обществе, и ставит перед собой задачу научить ребёнка соответствующим социальным навыкам.

Выражаясь «обычным языком», лишённым терминологии, следует отметить, что такие понятия, как хулиганство, непослушание, аморальное поведение и рассеянность являются особенностями определённого типа личности. В современном обществе, где понятие морали, как таковой, искажены, подростки воспринимают своё отношение к жизни с точки зрения стандартов тех сфер общения, в которых они находятся.

Воспитание детей и подростков является одной из самых актуальных проблем современного общества.

Именно это окружение задаёт основные нормы поведения личности и позволяет доминировать над остальными или подчёркивать своё положение, что часто относится к так называемым хулиганам. На этом этапе не стоит рассматривать более серьёзные выражения данного вопроса. Необходимо последовательно разобраться в источнике проблемы. Поэтому Вам следует обратить внимание на окружение, в котором находится Ваш ребёнок.

Следует выделить два основных типа подростков, задающих тон их поведения и являющихся отклонениями, а именно – поведение жертвы и её обидчика. Это зачастую применимо к ограниченному коллективу, например, к классу в школе. Следует понимать, что при любом, даже самом качественном моральном тренинге, «жертва» сразу не сможет дать отпор своим обидчикам.

Не тот тип личности и ощущение их морального превосходства сделают такой отпор невозможным. При особо острой проблеме отношения в коллективе и сложившемуся стереотипу личности, необходимо изолировать подростка с комплексом «жертвы», переведя его в другой класс или школу. При этом окружающие его или её подростки не должны знать о причинах и следствии этого перевода. На месте первоначального обучения также не должна распространяться информация о месте, куда перевели ученика.

Рекомендации по работе с типом "жертвы".Это самая лёгкая часть программы поднятия моральных качеств человека загнанного его окружением в угол. Далее следует выяснить источник проблемы, поднять самооценку и самое главное – это помочь личности раскрыть свой потенциал.

Следует помнить, что это самый простой способ, сравнимый с понятием ухода от проблемы. Но он достаточно эффективный и поможет обезопасить субъекта от эмоциональных травм и комплексов неполноценности в будущем, а возможно и фобий – краткий анализ материалов психолога А. Шестопалова.

Иногда, именно причины, связанные с комплексом «жертвы» и являются основой для ненормального поведения личности в будущем, что и выражается различными отклонениями. Пугаться этого слова не стоит. Такие отклонения не означают, что у подростка наблюдается психическое расстройство. Например, отклонение от «нормального» поведения, принятому в обществе, может относиться и к субкультурам, хулиганству и определённому типу поведения, что собственно и будет рассматриваться далее.

Как же воспитать трудного подростка?

Под воспитанием не стоит понимать насильственную смену личных качеств подростка. Данная особенность лишь вызывает противодействие. Это влечёт за собой ещё больший негативный эффект для воспитуемого ребёнка вследствие переходного возраста и связанного с ним отрицания всего, что Вы будете делать. Далее будут приведены действительно работающие методы воспитания трудного подростка и особенности их использования согласно рекомендациям В.А. Купецкого и А.В. Петровского.

Под воспитанием не стоит понимать насильственную смену личных качеств подростка.

Отличия между понятиями воспитание и развитие личности, неотличимые и связаны между собой, поэтому следует действовать поэтапно и рассмотреть следующие возможности:

  • Проблема семьи. Не обманывать себя и посмотреть на те жизненные обстоятельства, которые привели, или возможно могли привести, к проблеме. Попытайтесь решить возникшие проблемы в своей семье. Именно этот момент не рассматривается первым, а в некоторых случаях именно он и является отправной точкой всех проблем воспитания и поведения подростка.
  • Окружение. Социокультурные связи в обществе накладывают отличительные черты на поведение подростка. Они могут проявляться как в реальной жизни, так и в виртуальном общении, что для нашей страны ещё большая редкость.
  • Привычки или же нервные расстройства. Они могут выражаться самым неожиданным образом.
  • Комплексы. У многих подростков это самая веская причина неконтролируемого поведения.
  • Депрессия, которая возникла, например, из-за комплексов.
  • Групповые факторы, классифицировать которые по определённому типу, не будучи профессиональным психоаналитиком, невозможно и главное – не требуется. В случае более серьёзных проблем решать их должны специалисты – психиатры.

Комплексы - наиболее веская причина для неконтролируемого поведения у подростков.

Ознакомившись с вероятными причинами, характеризующими вышеперечисленные проблемы, перейдём к их решению. Для этого рассмотрим основные действия, которые необходимы для непосредственного воспитания трудного подростка:

  • Установление доверительных отношений в кругу семьи. Если Вы много работаете и не уделяете достаточное время вашему сыну или дочери, то влияние субкультур может полностью изменить характер их личности. При этом страдает обучение и личные взаимоотношения, вследствие чего подросток замыкается в себе. Вы должны, незаметно для него, установить связь по интересам, что может быть проблематичным ввиду возраста ребёнка и его увлечениями. Необходимо постепенно восстанавливать взаимоотношение с ним, форсирование ситуации приведёт лишь к ее усугублению.
  • Друг, подруга или товарищ. Это будет второй этап постепенного налаживания доверительных взаимоотношений, при котором у Вас будет определённый авторитет и Ваш ребёнок захочет поделиться с Вами своими проблемами. Данный подход необходим. несмотря на любую сложность возникших проблем, поэтому не пренебрегайте данным пунктом.

Доверительные отношения - залог успеха

  • Изменение взглядов. Вы должны относиться к подростку согласно его возрасту или даже превышая его. Не стоит обращаться с ним, как со школьником. Именно это не вызовет мгновенного отторжения и испуга ответственности за свои действия.
  • Воспитание. Необходимо проявить себя как главу семьи и показать ошибки подростка и к чему это может привести. Лучше всего использовать наглядные примеры из понятных ситуаций. Наказание на данном этапе не применяется, так как есть возможность того, что оно не понадобится в принципе. Спокойная, уверенная речь в некоторых случаях действует намного лучше криков и оскорблений.
  • Наказание. Вы должны подобрать нужный момент для оправданного наказания. Причём оно является лишь дополнительной мерой. Если Вы сформировали свой авторитет, то любые ограничения и меры морального воздействия, применённые к подростку, будут адекватной мерой за его проступки. Важным воспитательным фактором является показать подростку ответственность за свои действия. Именно это и является целью наказания, что поможет осознать, как устроено общество.

Трудный подросток: особенности воспитания (Видео: воспитание трудных подростков — Альфа)

Методика воспитания, приведённая выше, является примерной последовательностью действий, которые необходимо совершить для развязывания сложившейся ситуации и становления воспитательного процесса. Методика является последовательным и мягким способом скрытого воздействия на личность подростка и поможет добиться определённых результатов в большинстве общих случаев.

Под воспитанием не стоит понимать насильственную смену личных качеств подростка.

Вам следует понимать, что общее направление лишь задаёт рамки воздействия на личность, а меры воздействия должны быть индивидуальны в каждом отдельном случае. Если ситуация запущена, понадобится профессиональная помощь и этот факт не следует отрицать. Именно поэтому обратите пристальное внимание к поведению подростка. В абсолютном большинстве случаев, обычных субкультурных особенностей поведения без ярко выраженного негативного фактора, данных рекомендаций будет вполне достаточно.

Решила пойти по стопам мамы, которая работает в сельской поликлинике, и стать врачом. Окончила школу с золотой медалью, была самой лучшей ученицей, но, приехав в город поступать в медицинский институт, завалила экзамен.